Разложите вырезанные вами геометрические фигуры на ковре и предложите ребенку показать ту фигуру, которую вы называете. Называть можно по-разному, например: "Покажи круг" (если круг один) - говорим только о форме, "Покажи красный круг" - говорим о форме и о цвете, "Покажи большой красный круг" - говорим о форме, цвете, размере. Добавляйте геометрические фигуры, цвета и не забывайте меняться с ребенком ролями - то он показывает фигуру, то вы. Дайте крохе возможность научиться формулировать характеристики фигур.
Эта игра Франции. Положите перед малышом расчерченную таблицу (первоначально фигуры бесцветные, потом цветные). А теперь попросите ребенка найти на таблице фигуру, находящуюся между двумя квадратами. Обратите внимание - возможны два варианта (квадраты выше - ниже, справа - слева). Пусть малыш найдет фигуру, находящуюся:
Каждый раз при ответе ребенка обращайте внимание на цвет. Можно изменить характер вопросов: "Я тебе покажу фигуру. Под какой фигурой она расположена? Выше какой фигуры она находится? Покажи фигуру, которая находится строго выше (ниже) ее. Какие фигуры находятся слева (справа)? Строго слева (справа)? По диагонали (вверх вправо, вниз влево)".
На белом картоне разлиновывается 4 (6 или 9) квадратиков, приклеиваются цветные кружочки в каждый квадратик, а кружочки из картона этих же цветов нужно разложить на соответствующие карточки. (по принципу лото).
Длинную бумажную полоску нарезать бахромой, надписать бахромки ("понедельник", "вторник" ит.д.), раскрасить или заклеить цветной бумагой: понедельник - красный, вторник - оранжевый, среда - желтая, или наоборот, кому как нравится. Получится своеобразный календарь, например, на месяц. Приклеить его на стенку в доступном месте, и пусть себе отрывает полосочки. Заранее будет знать, какой день недели наступает, сколько дней (недель, понедельников) осталось до Нового года, да еще и цвета между делом выучит.
Ваш малыш любит игрушки из киндер-сюрпризов? Прекрасно. Поставьте на стол любимое маленькое существо, а вокруг него справа, слева, впереди и сзади положите геометрические фигуры разных цветов. А теперь попросите "игрушку" пойти вперед - пусть путешественник рассказывает, какие фигуры и какого цвета он проходит. Возвратившись в исходную точку, игрушка отправляется налево, направо, вперед. Занимаясь таким образом, малыш освоит, кроме названий цветов и фигур, такие понятия как "право", "лево", "вперед", "назад".
Разложите на полу несколько листов цветной бумаги (первоначально не больше 3), расскажите малышу сказку про волшебные ковры-самолеты, принимающие на свой борт только те игрушки, которые такого же цвета, как сами ковры. Еще раз назовите цвета. Можно, показывая лист бумаги, назвать предмет, окрашенный в тот же цвет. Например: красный, как помидор; желтый, как песок; зеленый, как травка; синий, как небо в хорошую погоду; белый, как снег. Вскоре ребенок начнет повторять характеристики цветов, отыскивая соответствующие игрушки. Если малыш с этим успешно справился, продолжите повествование, сообщив, что началась буря. Сильный ветер унес ковры-самолеты в тридевятое царство. При этом игрушки упали на землю и перемешались. Но тут же они услышали голос доброго волшебника: "Если вы вновь соберетесь в группы по цветам, ковры-самолеты вернутся и можно будет продолжать путешествие". Теперь вашему малышу предстоит без подсказки собрать игрушки одного (определенного вами) цвета.
Квадратную картонку карандашом делят на четыре части, в три квадратика наклеивают изображения овощей, а в четвертый - например, транспорт. Чем старше ребенок, тем ближе лишняя категория. Например, 3 овоща и 1 фрукт.
На картонке в половину А4 картинка, как девочка расчесывает куклу, купает, катает на санках, кормит, спать укладывает и т.д. На маленьких карточках отдельно рисуется расческа, ленточки, тарелка, ложка, подушка и т.д. Показываете одну картинку, например, где купаются. И две карточки: полотенце и кастрюлю. Ребенок выбирает, что сейчас нужно, чтобы вытереться и т.д. Поначалу можно помогать вопросами, и показывать не больше двух карточек. Потом количество карточек для выбора можно увеличить.
Счетные карточки: вырезать квадрат из цветной бумаги 12х12 см. Разрезать на квадратики 3х3.
Правила игры: положить буквы (магнитные или карточки) в пакет. Игроки по очереди достают буквы и называют их. Те у кого есть картинка, название которой начинается с такой буквы, закрывают счетной карточкой свою картинку. Побеждает тот, кто первым закроет все свою карточку.
Замечание: Впоследствии вы можете сыграть в словарное лото. Сделать карточки с названиями. Цветное лото - разноцветные картинки на лото, доставать карточки с названием цвета.
Вам понадобятся: набор пластмассовых магнитных букв, по одной пластмассовой соломинке для каждого игрока, нитка, скрепки, скотч, плотная бумага.
Правила игры: У каждого игрока должна быть карточка с буквами и удочка. Рассыпьте буквы по столу обратной стороной кверху. Игроки забрасывают удочки, пытаясь поймать буквы, которые они потом совмещают с карточками. Если буква есть, то она остается на карточке, если нет - то ее снимают. Выигрывает тот, кто первый заполнит свою карточку.
Как делать карточки: вырезать из плотной бумаги 6 карточек размером 12х8 см, разделить на 6 частей. Обвести букву цветным фломастером. Мне кажется, что можно просто написать буквы.
Как сделать удочки: нитка 40 см для соломинки, на конец скрепка, прикрепляется с помощью скотча. Совет: Если нет магнитных букв, можно сделать карточки из картона, прикрепив скотчем скрепку, а ловить удочкой с магнитом.
Эта игра помогает узнать и запомнить названия цветов. По желанию мышки можно заметить цветными кружочками.
Правила игры: положите карточки с буквами в пакет, игроки по очереди вынимают из него карточки. Ходит тот игрок, чья фигурка начинается с вытащенной буквы. Выигрывает тот, кто первым доберется до пруда с лилиями. Делаются карточки с буквами. Можно сделать из бумаги гусеницу, лягушку, червяка, улитку и мотылька. А можно использовать игрушки из киндер-сюрпризов. Нарисуйте извивающуюся дорожку из камушков, на которые вы будете ставить свои фишки или фигурки, финиш- пруд.
Предложите малышу поиграть в птичку. А какая птица без крыльев? Чего проще - вырежьте из цветной бумаги два крыла (разных цветов, причем, бумага должна быть с одной стороны белая, с другой - цветная). Ребенок берет крылья и изображает полет птицы, но тут дует сильный ветер и одно перышко (одно крыло) падает на пол (ребенок отпускает его). Теперь задача малыша посмотреть и быстро назвать цвет упавшего крыла. Не думайте, что это легко, ведь перышко может упасть и белой стороной вверх. А вспомнит ли малыш этот цвет? При желании можно сделать крылья различных цветов. А что если склеить кубик, каждая грань которого будет разного цвета? Катая его по полу, можно просить малыша быстро называть цвет той грани, которая оказывается наверху.
Нарисовать рисунок: дерево, на ветках которого сидят гусеницы, бабочки, цветочки, божьи коровки. У всех есть кружочки-пятнышки, количеством от 1 до 4. Всего 16 картинок с пятнышками. Делаются карточки с числами от 1 до 4 (по 3 на каждое число).
В эту игру играют втроем, у каждого игрока по 10 фишек. Перемешайте карточки и положите их на стол лицом вниз. Делая ходы по очереди, игроки ставят свои фишки на картинку с соответствующим числом пятнышек. Если игрок не может найти картинку, то он пропускает ход. Игра заканчивается, когда все пятнышки закрыты фишками. Фишки можно сделать из цветной бумаги (кружочки или квадратики).
Берем цветной картон, режем на полоски (4-5 см) и для них кружочки этого же цвета (диаметром 3-4 см), вместе с ребенком раскладываем на полосочки, сохраняя один цвет. Можно сделать не только кружочки, но и квадратики, треугольнички. Вторая ступень этой игры: вырезается из одного цвета, например, желтого по контуру конфета, лимон, бантик и т.д. Где-то лучше сделать три цвета (категории). Подготовить листы цветного картона этих же цветов и также раскладывать по цвету.
На картоне рисуются простые картинки овощей, фруктов, животных, предметов, людей и т.д., размером с ладошку и меньше (в зависимости от возраста ребенка). Картинки разрезается на две части. Только не на левую-правую, а нижнюю - верхнюю, так как ребеночку еще тяжело осмыслить правый глаз - левый глаз, а лучше голова - вверху, ноги - внизу и т.д. Задача - сложить две половинки. Потом, можно брать картинки побольше, например, 10х10 см и разрезать на 4 квадратика, так как пазлы, которые продаются, сложноваты для маленьких.
Игра несколько напоминает известные рамки Марии Монтессори. Из листа цветной бумаги вы вырезаете в центре любую геометрическую фигуру. Например, из красного листа - круг, из зеленого - треугольник, из синего - ромб. Сначала ребенок должен подобрать к каждому отверстию соответствующую по цвету и форме фигуру. Постепенно добавляете новые разноцветные фигуры. Малышу надо подобрать и вставить в рамку фигуру соответствующей формы, но другого цвета. Главное - не забудьте назвать фигуру и ее цвет.
Эту игру предлагают французские преподаватели для использования в детском саду. Но играть в нее можно и дома. Заключается она в следующем: перед малышом кладут полоски, на которых изображены геометрические фигуры. У ребенка также имеется набор карточек (отдельно изображенных фигур). Мама просит найти полоску, на которой круг расположен выше всех фигур, квадрат ниже треугольника, треугольник под кругом. Ребенок должен выложить названное из отдельных карточек, сравнить с полосками и выбрать правильную. Полоски можно расположить горизонтально и тогда потренироваться в умении различать понятия "справа от...", "слева от...". Если малыш легко находит полоску, называемую вами, окрасьте фигуры в различные цвета. Теперь в характеристике полоски появятся названия цветов. А если еще изменить размеры (сделать фигуры большими, средними и маленькими)? Кроме того, можно вместо фигур использовать разноцветные буквы и цифры. Играя в полоски с фигурами (а их число в полоске можно увеличивать до 5-7), малыш не только запомнит цвета и названия фигур, но и научится ориентироваться в пространстве, разовьет слуховую, зрительную память, наблюдательность, что, несомненно, пригодится ему в школе.
Берутся тематические картинки: огород, сад, лес. На маленьких карточках: грибы, ягоды, овощи, фрукты. По одной показывается, говорится, что где растет. Потом можно спрашивать ребенка. То же самое с домашними и дикими животными - картинки леса и деревни.
Пора убирать фигуры в коробку, но перед этим можно немного поиграть. Предложите ребенку собрать все красные фигуры (по цвету), все треугольники (по форме), все маленькие фигуры (по размеру). Если ваш малыш с этим легко справляется, попросите его собрать только красные треугольники или только маленькие зеленые круги. Комбинируйте названия фигур, цветов и размеров.
Ваш малыш любит рисовать? Да. Тогда эта игра для вас. У мамы и ребенка по пачке карандашей (фломастеров, красок). Листок один на двоих. Мама берет из своей коробки карандаш и проводит прямую линию. Малыш должен назвать цвет, взять свой карандаш такого же цвета и продолжить линию. Через какое-то время можно поменяться ролями. Прямые линии не интересны вашему малышу? А как насчет волнистых, зигзагообразных, в петельках? Если ребенок уже немного знает буквы и цифры, мама может начинать писать их, а ребенок продолжать. То же можно делать и с вычерчиванием геометрических фигур, с рисованием различных несложных силуэтов.
Разложите на полу листы цветной бумаги. Это по-прежнему ковры-самолеты, но теперь разложите на них не игрушки, а геометрические фигуры.
Вырежьте из бумаги того же цвета, что и ковры-самолеты, несколько геометрических фигур. Если малыш не понимает, что это такое и зачем, нарисуйте на фигурах забавные рожицы и объясните, что это веселые человечки с интересными именами: Круг, Треугольник, Квадрат, Ромб, Трапеция, Прямоугольник, Овал (для начала используйте не больше 3-х). Попросите малыша посадить на коврик фигуры такого же цвета, при этом он должен называть их имена.